Сегодня 23 августа 2017 года
Для слабовидящих

История Калининградской областной таможни

PDFПечатьE-mail

В середине февраля 1944 года на подступах к городу-крепости Кенигсберг соединения Красной Армии начали процесс ликвидации изолированной от остальных сил нацистской армии восточно-прусской группировки. При этом, несмотря на непрекращающиеся жестокие бои, нацисты не оставляли попыток вывезти из Восточной Пруссии награбленные за годы войны культурные ценности. Советская Армия встречала и задерживала немецкие обозы, но этого было недостаточно: требовалась организация погранично-таможенного режима, чтобы обеспечить законность и действенность государственного контроля. Именно поэтому приказом Народного Комиссариата Внешней торговли СССР от 18 ноября 1944 года в нескольких километрах от нынешней российско-литовской границы были созданы три временных таможни, в том числе и Вирбалисская в освобожденном литовском городе Кибартай. Сначала ее возглавлял Николай Стародубовский, через некоторое время передавший свои обязанности Владимиру Череповичу, который до 1943 года занимал пост начальника Мурманской таможни. После окончания боевых действий в функции таможни стал входить и досмотр пассажирских и товарных поездов, следующих через станцию Вирбалисс.

9 апреля 1945 года советскими войсками после героического штурма был взят Кенигсберг, но военные действия на прилегающих территориях продолжались до июня. И лишь когда весь регион был очищен от немецких войск, в порту Кенигсберга был открыт Кенигсберский таможенный пост Вирбалисской таможни. Его возглавил Владимир Малюк.

Потсдамская конференция глав правительств трех союзных держав – СССР, США и Великобритании, состоявшаяся в июне 1945 года, закрепила решения Тегеранской и Ялтинской конференций о передаче Советскому Союзу части территории Восточной Пруссии – города Кенигсберг и прилегающего к нему района. Две трети территории были включены в состав Польской Народной Республики. Позднее, 16 августа 1945 года, между СССР и ПНР был подписан договор о советско-польской государственной границе, по которому граница устанавливалась вдоль «линии Керзона» (условное название демаркационной линии, обозначавшей восточную границу Польши), с отступлением от нее в пользу Польши в некоторых районах от 5 до 8 километров. Тогда же были обозначены и границы новых территорий.

В новой – Кенигсбергской - области в составе СССР началось создание советских органов власти, активное обустройство границы и, соответственно, организация работы пограничных служб. Приказ о создании в морском порту Кенигсбергской таможни был издан Накоматом Внешней торговли СССР 15 октября 1945 года, при этом Вирбалисская таможня упразднялась: «В связи с переводом Вирбалисской таможни с литовско-прусской границы и переездом в г. Кенигсберг считать операции по Вирбалисской таможне законченными». Весь наличный штат сотрудников был переведен в Кенигсбергскую таможню: всего 15 оперативных работников и старший бухгалтер. При этом необходимо отметить, что после войны на территории бывшей Восточной Пруссии - нынешней Калининградской области - действовало две таможни: Кенигсбергская (Калининградская) и Гердауенская (Железнодорожная). На сегодняшний день в поселке Железнодорожный находится только отдел Черняховского таможенного поста Калининградской областной таможни. Железнодорожная таможня просуществовала в Калининградской области почти 55 лет, вплоть до 2000 года.

После того, как Указом Президиума Верховного Совета СССР 4 июля 1946 года город Кенигсберг получил название Калининград, а Кенигсбергская область была переименована в Калининградскую, Кенигсбергская таможня в соответствии с приказом ГТУ получает название Калининградской.

Постепенно увеличивалась количество входящих в ее состав постов: например, в 1946 году создан Кенигсбергский аэродромный таможенный пост, чтобы контролировать самолёты и вертолёты военно-транспортной авиации, а также багаж и пассажиров рейсовых самолетов. В этом же году в порту города Балтийска образован пост «для производства таможенных операций над судами загранплавания и воздушными судами, перевозящими груз, а также пассажирами с их багажом». В 1948 году открыт таможенный пост Мамоново, осуществляющий контроль за грузовыми железнодорожными составами, преимущественно с углем. Возрастает нагрузка, увеличивается и штатная численность: в Калининградскую таможню приходят работать фронтовики, честные и надежные, обучающиеся таможенному делу прямо на своих рабочих местах, в ходе задержаний контрабанды и общения с коллегами. Практически все из них были участниками Великой Отечественной войны, у многих в военной биографии был и штурм Кёнигсберга. Примечательно, что первые годы в Калининградской таможне работали и немцы - Газель Отто, дворник, и Лемке Марта, подсобная рабочая. Впоследствии, в 1947 году, они были рассчитаны в связи с репатриацией немецкого населения из Калининградской области. В марте 1947 года новым руководителем Калининградской таможни был назначен Николай Хазов, который останется в этой должности до января 1971 года.

Сфера деятельности Калининградской таможни в течение долгого времени в значительной степени концентрировалась в морском порту. Здесь осуществлялся контроль за пропуском грузов и за сохранной обработкой экспортно-импортных товаров, велась борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил, контролировались суда загранплавания и перевозимый на них багаж, осуществлялся контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, взимались таможенные пошлины. В шестидесятых годах Калининградская таможня стала знаменита в СССР в результате планомерно проводимой, упорной, скрупулезной и чрезвычайно результативной работы по борьбе с контрабандой.

К 1971 году, когда начальником таможни стал Дмитрий Шишков, штатная численность таможни составляла 43 человека. По временной схеме начал работать таможенный пункт пропуска в Багратионовске, который функционировал исключительно для пропуска официальных делегаций в рамках международного сотрудничества с Республикой Польша. В обязанности таможенников входило и дежурство на контейнерной станции, где проходило оформление отдельно следующего багажа, и в рыбном порту, в почтовом отделении №35, где они контролировали почтовые отправления в адрес рыбаков-промысловиков.

Постоянно увеличиваются объёмы пропускаемых через границу физических лиц и транспортных средств: в 1980 году они составили 117 тысяч человек, 2950 морских и речных судов, 40 тысяч железнодорожных составов, 360 самолётов, около 2 тысяч автомобилей. Объемы грузоперевозок также значительно возросли: в этом же году таможенники оформили 4,6 млн. тонн грузов и 4340 почтовых посылок.

В июле 1989 года Багратионовский пропускной пункт получает новый юридический статус и становится постом, а в сентябре этого же года в составе таможни появляется Храбровский таможенный пост, расположенный в аэропорту.

Девяностые годы - это особая страница в истории Калининградской таможни, это напряженное, трудное время становления таможенной службы на калининградской земле, поиски форм и методов работы в условиях Особой экономической зоны в Калининградской области. Заложена и создана сеть новых современных пунктов пропуска, построено жилье для таможенников, сформированы коллективы таможен и таможенных постов, которым в сжатые сроки предстояло пройти становление и профессиональный рост. Политические события августа 1991 года отрезали Калининградскую область от остальной территории Российской Федерации, регион в одночасье оказался окружен границами. До апреля 2008 года таможенные органы региона претерпели целый ряд реорганизаций, а их руководителям пришлось проделать колоссальную работу по организации таможенного контроля в новых условиях.

К 1993 году на территории региона функционировало уже шесть таможен, в том числе четыре вновь созданных: Неманская, Черняховская, Железнодорожная, Багратионовская, Мамоновская и Калининградская таможни – подчиняющиеся Калининградскому таможенному управлению (КТУ). В 1997 году на базе правоохранительных структурных подразделений КТУ создана Калининградская оперативная таможня. В 2000 году управление преобразуется в обособленное территориальное подразделение Северо-Западного таможенного управления, а на территории области остаются четыре таможни: Багратионовская, Калининградская, Калининградская оперативная и Неманская, создан Калининградский тыловой таможенный пост. Год спустя подразделения СЗТУ, расположенные в городе Калининграде, были переименованы в Калининградский регион Северо-Западного таможенного управления. В 2002 году приказом Государственного таможенного комитета России проведена реорганизация таможенных лабораторий, в результате чего в Калининградской области в составе Калининградского региона СЗТУ создана экспертно-криминалистическая служба.

У каждого из таможенных органов Калининградской области за годы существования сложилась своя история и свои традиции, были свои победы и успехи. Однако на сегодняшний день в результате ряда организационно-штатных мероприятий на территории области действует одна таможня – Калининградская областная, с 2014 года напрямую подчиняющаяся Федеральной таможенной службе.

Регионом деятельности таможни является Калининградская область общей площадью 15,1 тыс. кв. км, воды Куршского и Калининградского заливов, территориальные воды Балтийского моря.

Калининградская область – самая западная и самая малая область Российской Федерации, не имеющая с ней общей сухопутной границы. На юге область граничит с Республикой Польша, на севере и востоке – с Литовской Республикой, общая протяженность границ с иностранными государствами составляет 465 км.

В Калининградской области функционируют 15 пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (1 морской, 1 воздушный, 1 речной, 4 железнодорожных, 8 автомобильных).

В структуру Калининградской областной таможни входят 20 таможенных постов, из которых 6 являются внутренними и осуществляют декларирование товаров, 14 расположены в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Основной объём таможенного декларирования приходится на таможенную процедуру «свободной экономической зоны» (более половины от общего объёма таможенных деклараций), на втором месте – оформление в таможенной процедуре «реимпорт», на третьем – «выпуск для внутреннего потребления».