Сегодня 17 октября 2017 года
Для слабовидящих
Баннер
Баннер
Баннер

Как Михаил Боярский помог таможеннику профессию обрести

PDFПечатьE-mail

29 мая вся Россия отмечает День ветерана таможенной службы. Это праздник тех, кто отдал службе в таможенных органах не менее 20 лет. Таких в Калининградской областной таможне на сегодняшний день продолжает трудиться более 200 человек. Среди них – Отличник таможенной службы, обладатель медали «За усердие» и нескольких Благодарностей за большой личный вклад в дело защиты экономических интересов Российской Федерации Михаил Михайлович Шпачук.

9090

В таможню он попал благодаря фильму под названием «Таможня» с Михаилом Боярским в главной роли. Сюжет был закручен вокруг борьбы с контрабандой. После его просмотра у Михаила Михайловича возникла идея - попробовать себя в этой интересной и малоизученной профессии. Знакомый работал в порту экспедитором, он и подсказал, что Калининградская таможня находится в двухэтажном здании в торговом порту. Михаил Шпачук по рекомендации знакомого пришел в отдел кадров, рассказал о себе и попросил принять на работу.

На тот момент ему было всего 26 лет, трудился инженером в научно-исследовательском секторе Калининградского технического института. Привлекался как внештатный сотрудник милиции, помогал в охране общественного порядка. Параллельно не на шутку увлекался подводным плаванием.

В отделе кадров таможни обещали вызвать, когда появятся вакансии, однако прошло полгода прежде, чем раздался долгожданный звонок. Специально созданная комиссия, состоящая из опытных таможенников, собралась, чтобы принять на работу новых сотрудников. Из десяти кандидатов отбор прошли пятеро, нашего героя в списке не оказалось. Остальных пообещали вызвать на следующее заседание приемной комиссии. Оно состоялось в феврале 1989 года. На этот раз помогло хобби: узнав, что Михаил увлекается подводным плаванием, таможенники заинтересовались. Как оказалось, некоторые моряки, прибывающие в порт Калининград, выбрасывали из иллюминаторов в воду запрещенные товары, чтобы их не обнаружили во время досмотра. Было бы здорово, заявил один из членов комиссии, если бы можно было эти товары обнаруживать и доставать.

И Михаил Шпачук был принят на работу в таможню, несмотря на то, что идея с обнаружением контрабанды в воде так и не нашла своей реализации.

9092

Он попал в один из четырех оперативных отделов, которые работали посменно, занимаясь таможенным оформлением судов. Каждого человека, принятого на службу, лично вызывал начальник таможни Дмитрий Андреевич Шишков и не меньше сорока минут беседовал с ним: объяснял, что такое таможня, что такое коллектив, какая ответственность лежит на каждом таможеннике. И новичок понимал, насколько значимо его дело и как много зависит лично от него и от его места в команде.

В то время для новоприбывших обязательно были предусмотрены шестимесячные курсы, на которых лекции читали опытные сотрудники таможни. Только после этого присваивали должность инспектора, давали личную номерную печать и допускали до самостоятельной работы.

9091

В этот период действовали очень строгие правила перемещения товаров, нормы на ввоз были строго ограничены. В помещении таможни стоял шкаф, заполненный наглядными пособиями: вручную изготовленные книги, в которых находились образцы товаров, надписей на иностранных языках, западных логотипов – всё это было строго запрещено к ввозу в СССР.

Одним из первых заданий Михаила, прошедшего необходимое обучение, было оформление судна, прибывшего из Эстонии и предназначенного под загрузку металлолома. Груза не заявлено, проверять нечего, нужно было только провести документальный контроль. Вот и отправили на это легкое дело новичка с более опытным напарником. На оформление отводилось порядка сорока минут, поэтому, быстро просмотрев документы, таможенники решили пройтись по судну. Спустились в трюм, и там увидели торчащий из какой-то трубы кусок мешковины. Дернули - и на пол посыпались тюбики губной помады. Контрабандной косметики набрался целый мешок. Уходя с теплохода, Михаил Михайлович заметил на металлических конструкциях трюма торчащую веревочку. Заинтересовавшись, потянул за нее и вытащил на белый свет новенькую автомобильную магнитолу в упаковке. Надо отметить, что на тот момент в таможне действовала соревновательная система между оперативными сменами: на специальной доске палочками отмечалось количество задержанной контрабанды. Четвертая смена, в которой работал Михаил, давно уже не отличалась в деле. И тут – сразу две палочки! Первую зарплату ему выдали уже с премией в 10 рублей.

От товарищей Шпачук также слышал немало курьезных историй, случавшихся с таможенниками во время досмотра. Например, однажды его коллега, проводя оформление судна, решил посмотреть, что скрывается за люком в переборке в трюме. Старательно и скрупулезно он открутил все двадцать четыре огромные гайки и в результате кропотливой работы увидел за дверцей…своего напарника, который сидел на корточках, курил и задумчиво смотрел в люк с другой стороны. Как оказалось, тот, осматривая смежное помещение, вдруг услышал подозрительный шум из-за стены и решил посмотреть, кто это лезет через люк и с какой целью.

Спустя некоторое время в Калининградской таможне был организован грузовой отдел, который возглавил Сергей Минаков. В его функции входило и ведение статистики – самого сложного из всех таможенных направлений. Все сведения о таможенных платежах в декларации печатались на машинках в нескольких экземплярах. Пакет таких деклараций, сформированный в течение недели, необходимо было отвезти в территориальный орган службы государственной статистики. Декларации из-за малейшей ошибки или опечатки могли вернуть на доработку, приходилось возвращаться и печатать все заново, так что работа была объемной и весьма кропотливой.

Затем в таможне был создан транзитно-грузовой отдел, специализировавшийся на товарах, перемещаемых морскими судами. Его возглавила Тамара Ивановна Коренева, которая лично набрала себе команду из смышленых молодых таможенников. В их число попал и Михаил. Именно Тамара Ивановна выявила новый вид нарушений таможенного законодательства, когда сведения в грузовой таможенной декларации отличались от тех, что были заявлены в товаросопроводительных документах и на маркировке товара.

После появления первого Закона об Особой экономической зоне в таможню за консультациями стали обращаться представители областной администрации. В итоге было решено создать специализированный грузовой отдел, который занимался бы в том числе вопросами, относящимися к СЭЗ «Янтарь». Начальником этого подразделения стала также Тамара Коренева, которая взяла в подчинение свою уже сработанную команду, в том числе и Михаила Шпачука. Кабинет нового отдела находился на первом этаже администрации Калининградской областной таможни.

Таможня с годами разрасталась, развивалась и росла, появлялись новые подразделения и новые направления работы. Через какое-то время Михаил Михайлович вернулся в транзитно-грузовой отдел уже его начальником. А когда морякам, находившимся в рейсе больше шести месяцев, разрешили беспошлинный ввоз легковых автомобилей для личного пользования, в порт стали приходить огромные теплоходы, под завязку забитые легковушками. В таможне же на тот момент еще не было компьютеров, и всё оформление производилось вручную, что занимало очень много времени. Работы было столько, что трудились без выходных, практически без сна и отдыха. Один из таможенников, Андрей Гусев, по инициативе Дмитрия Шишкова прошел специальное обучение по борту исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» во время рейса, и когда в таможню поступили первые, монохромные еще компьютеры, он обучил всех коллег работе с ними при помощи простых игр. При этом он еще и самостоятельно разработал программу, предназначенную для оформления автомобилей, которой потом с благодарностью пользовались таможенники по всей стране.

9093

Ветеран успел поработать начальником нового, автомобильного отдела, чуть позже - отдела по контролю за доставкой товара, а когда было создано Калининградское таможенное управление, его начальник, Игорь Юрьевич Краснянский, предложил Шпачуку возглавить отдел таможенной статистики и анализа. Размещались тогда в немецком бастионе на Литовском валу, в кабинетах без электричества и отопления – в разгар холодной зимы.

Интересной была и работа по оформлению войск, выводимых из Германии: таможенников по очереди отправляли в эту страну в трехмесячные командировки. Перемещаясь по городам, где дислоцировались части, необходимо было поработать со всеми видами войск: и вертолетными, и танковыми, и летными, и пехотными – налаживая взаимодействие со всем командующим составом.

9094

А у таможни тем временем наконец появилось свое здание, когда-то принадлежавшее Ревтрансфлоту – на Гвардейском проспекте, которое правдами и неправдами выхлопотал Игорь Краснянский. На последнем этаже таможенники обнаружили готовое кафе, в котором они потом с удовольствием всем сплоченным коллективом отмечали праздники и дни рождения. Михаил Михайлович отмечает, что ему в течение всего времени, отданного службе, всегда везло и с руководителями, и с коллективом. К друг другу коллеги относились с вниманием и по-доброму.

Сегодня Михаил Шпачук работает в отделе товарной номенклатуры и происхождения товаров, созданном в 1996 году, причем костяк коллектива остался практически неизменным. С удовольствием берет на воспитание новичков, обучая их не только профессии и тонкостям направления, но и славным таможенным традициям, основанным на ответственности не только за себя, но и за коллегу, на понятиях порядочности, пунктуальности, взаимопонимания и взаимовыручки. Активно участвует в различных мероприятиях, организованных региональным отделением Всероссийского Совета ветеранов таможенной службы, в том числе и спортивных. Свое хобби он до сих пор не забросил и по-прежнему занимается подводной охотой, уже будучи кандидатом в мастера по этому виду спорта.

9095

День ветерана таможенной службы Михаил Михайлович, как правило, проводит с коллегами, прошедшими рядом с ним нелегкий и долгий трудовой путь. Многие оставили службу, но работают в смежных направлениях, поэтому связь коллеги не теряют, продолжая помогать и поддерживать друг друга. А лучшей своей наградой Михаил Шпачук считает возможность каждый день приходить на работу и трудиться в своем замечательном коллективе.