Сегодня 17 октября 2017 года
Для слабовидящих

Главное меню

Баннер

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

customs-tv

Публичные обсуждения 23.06.2017 г. Доклад о правоприменительной практике Калининградской областной таможни за истекший период 2017 года (в части оказания государственной услуги по информированию и консультированию по вопросам таможенного дела)

PDFПечатьE-mail

§1 Порядок предоставления государственной услуги

по информированию и консультированию

Таможня предоставляет государственные услуги, опираясь на мировой опыт в области взаимодействия с бизнес-сообщестом.

Одной из основных целей развития системы предоставления государственных услуг является повышение их доступности для граждан и организаций, упрощение процедур взаимодействия таможни и лиц, получающих соответствующую госуслугу.

В соответствии с п. 1 статьи 11 Таможенного кодекса Таможенного союза, ч. 1 статьи 52 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию этих органов.

Порядок предоставления консультаций таможенными органами регламентируется Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденным Приказом ФТС России от 09.06.2012 № 1128 (далее - Административный регламент).

Пункт 14 Административного регламента определяет, что непосредственное оказание государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, осуществляется региональными таможенными управлениями (далее - РТУ) и таможнями по обращениям лиц.

При обращении за консультацией со стороны участников ВЭД допускаются ошибки, которые исключают возможность получения этой государственной услуги.

Согласно п. 76 Административного регламента письменный запрос о предоставлении консультации должен содержать следующие сведения:

- наименование таможенного органа, в который обращается лицо;

- наименование юридического лица или фамилию и инициалы физического лица, желающего получить консультацию, с указанием полного почтового адреса такого лица;

- просьбу о предоставлении консультации со ссылкой на ст. 11 ТК ТС и/или Административный регламент и содержание вопросов, по которым лицу необходима консультация;

- подпись лица.

Согласно п. 80 Административного регламента требование о наличии подписи лица при направлении запроса средствами электронной почты не предъявляется.

Согласно п. 31 Административного регламента при несоответствии письменного (электронного) запроса лица о предоставлении консультации требованиям, указанным в п. 76 Административного регламента, консультация не предоставляется.

Ошибки, допускаемые участниками ВЭД при обращении за государственной услугой по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов

Норма права, которая была нарушена

Существо нарушения

Пункт 76 Административного регламента

Отсутствие в запросе о предоставлении консультации:

- полного почтового адреса заявителя;

- просьбы о предоставлении консультации со ссылкой на статью 11 Таможенного кодекса Таможенного союза и/или Административный регламент.

Пункт 30 Административного регламента

Направление запросов о предоставлении консультации по вопросам:

- не входящим в компетенцию таможенных органов,

- определения или подтверждения кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС или страны происхождения товара,

- исчисления размера подлежащих уплате таможенных платежей в отношении конкретных товаров,

- заполнения таможенной декларации и иных документов, подлежащих представлению таможенному органу,

- о наличии/отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении

В указанных случаях консультация не предоставляется. После устранения причин явившихся основанием для отказа в предоставлении письменной консультации, заявитель может повторно обратиться в таможню за получением интересующей информации.

Приведем немного статистики.

Период

Количество оказанных государственных услуг

Отказано в предоставлении государственной услуги

2016

1343

21

2017 (по состоянию на 15.06.2017)

505

12

Приведенные статистические данные свидетельствует об активном использовании субъектами таможенных правоотношений предусмотренного законодательством права получения государственной услуги, направленной на предотвращение нарушений права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

§2 Обжалование решений, действий (бездействия)

в сфере таможенного дела

Осуществление внешнеэкономической деятельности не обходится без споров, конфликтных ситуаций, возникающих между участниками такой деятельности и государством в лице таможенных органов.

По закону жаловаться можно как в суд, так и в вышестоящие таможенные органы. Последний вариант часто называют институтом ведомственного обжалования, когда любое заинтересованное лицо вместо обращения в судебный орган подаёт жалобу в вышестоящий таможенный орган по отношению к тому органу, который принял обжалуемое решение (совершил действие, допустил бездействие).

Если описать этот институт кратко, то любое заинтересованное лицо вместо обращения в судебный орган подаёт жалобу в вышестоящий таможенный орган по отношению к тому органу, который принял обжалуемое решение (совершил действие, допустил бездействие). Иными словами, жалобы на таможенные посты рассматривают таможни, жалобы на таможни – региональные таможенные управления. Поскольку Калининградская областная таможня является таможней, непосредственно подчиняющейся ФТС России, жалобу на решения нашей таможни можно подать в ФТС России – по адресу: 121087 г. Москва, ул. Новозаводская, д. 11/5.

Такой порядок весьма прост и удобен, не предусматривает необходимость уплаты государственной пошлины, несения иных финансовых затрат, которые в судах обычно отнесены к категории судебных расходов (государственная пошлина, затраты на оплату услуг адвокатов, сбор доказательств, командировочные расходы).

Важно подчеркнуть, что ведомственное обжалование ограничено областью таможенного дела: например, жалобы в таком порядке подаются на решения по таможенной стоимости товара, классификации товара, действия по выставлению требований об уплате таможенных платежей, решения об отказе в выпуске товара и так далее.

Статистические сведения по рассмотрению жалоб Калининградской областной таможней

Период

Количество поступивших жалоб

Количество жалоб, по которым требования заявителя удовлетворены

Количество жалоб, по которым в удовлетворении требований отказано

Количество жалоб, в рассмотрении которых по существу отказано

Количество жалоб, отозванных заявителем

2016

18

3

4

11

0

2017

6

0

2

2

2

Не смотря на то, что жалобу в административном порядке подать несложно, из года в год процент жалоб, в рассмотрении которых по существу таможенные органы отказывают по причине несоблюдения заявителями определенных формальностей, высокий.

Итак, как же соблюсти все установленные законом «формальности» и избежать отказа в рассмотрении жалобы по существу?

Начнём с требований к форме и содержанию жалобы. Их несколько, но каждое из них обязательно:

ü жалоба подаётся в письменной форме;

ü заявитель должен её подписать собственноручной подписью;

ü к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия заявителя.

Крайне важно помнить и о соблюдении срока для обжалования: жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов. В случае пропуска по уважительным причинам срок для обжалования может быть восстановлен по заявлению лица, обратившегося с жалобой. Ключевыми факторами здесь являются наличие заявления лица и – главное - уважительность причины пропуска срока. Окончательное решение о том, является ли причина уважительной и следует ли восстановить срок для обжалования, принимает таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу.

Важно помнить, что нельзя обжаловать документ, не влекущий для заявителя каких-либо правовых последствий, то есть по своей сути не являющийся решением таможенного органа (например, акт таможенной проверки, письмо разъяснительного характера и т.д.).

Итак, если жалоба подана надлежащим лицом, в срок и по установленной форме, с приложением необходимых документов, то она будет рассмотрена по существу в месячный срок со дня поступления. Указанный срок может быть продлён таможенным органом ещё на один месяц, но такое происходит крайне редко.

При рассмотрении жалобы таможенный орган не связан доводами заявителя и проверяет обжалуемое решение на соответствие требованиям законодательства в полном объеме. Так, вышестоящий таможенный орган в обязательном порядке проверяет:

- наличие правовых оснований для принятия решения, совершения действия (допущения бездействия);

- соблюдение нижестоящим таможенным органом законодательно установленной процедуры принятия решения, совершения действия;

- полномочия лиц, принявших обжалуемое решение, совершивших обжалуемое действие, на принятие данного решения, совершение указанного действия.

При рассмотрении жалобы исследуются коммерческие, транспортные и таможенные документы, послужившие основанием для принятия обжалованного решения.

В этой связи в удовлетворении жалобы будет отказано при наличии правовых оснований для принятия обжалованного решения, совершения обжалованного действия.

Если же при рассмотрении жалобы мы установим, что правовые основания для принятия обжалуемого решения у нижестоящего таможенного органа отсутствовали, то жалоба заявителя будет удовлетворена, неправомерное решение нижестоящего таможенного органа - отменено.

Ещё один интересный, на наш взгляд, момент: решение по жалобе вступает в силу немедленно, нижестоящий таможенный орган не вправе его оспорить. Тогда как решения судов первой инстанции по таким делам вступают в силу лишь по истечении срока для их обжалования или после вступления в силу постановления вышестоящего суда. Как показывает практика, судебные решения обжалуются той или другой стороной до кассационной инстанции – а это месяцы судебных тяжб.

Копия решения по жалобе во всех случаях направляется или вручается лицу, обратившемуся с жалобой. Получив её, заявитель может сам принять решение о дальнейшем обжаловании.

Весьма кстати при разговоре о дальнейшем судебном обжаловании будет упомянуть и о том, Верховный Суд России, исправляя ошибки нижестоящих судов, разъяснил: при использовании лицом ведомственного обжалования в качестве досудебного инструмента урегулирования спора с таможенными органами, срок для обжалования в суд, арбитражный суд решения, действия (бездействия) в области таможенного дела должен исчисляться с момента получения заявителем копии решения таможенного органа по жалобе на упомянутое решение, действие (бездействие).

Таким образом, воспользовавшись правом на подачу жалобы в вышестоящий таможенный орган, лицо не утратит возможности впоследствии обратиться в суд, если результаты рассмотрения жалобы таможенным органом его не устроят.

Ошибки, допускаемые участниками ВЭД

при подаче жалоб на решение, действие (бездействие) в области таможенного дела, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу

Норма права, которая нарушена

Существо нарушения

Статья 39, пункт 5 части 1 статьи 44 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Неподтверждение полномочий лица, подавшего жалобу, а именно не представление уставных и учредительных документов, приказов о назначении на должность лица, подписавшего жалобу; отсутствие в доверенности уполномоченных лиц права на обжалование решений, принятых в области таможенного дела

Статья 36, пункт 7 части 1 статьи 44 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Предметом жалобы являются решение/ действие таможенного органа или его должностного лица, не являющийся решением в области таможенного дела.

Статья 42 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Жалоба подана посредством электронной почты и не содержит собственноручной подписи подателя жалобы

Самая распространённая ошибка заявителей заключается в том, что при подаче жалобы не представляются документы, подтверждающие их полномочия на обжалование решений, действий, бездействия в области таможенного дела.

Так, полномочия руководителей организаций подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение (приказ о назначении на должность либо решение участников организации (общества) или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц с отметкой налогового органа о ее выдаче со сроком давности не более года), а также учредительными (копия устава, зарегистрированного в налоговом органе) и иными документами (например, учредительный договор). Допускается представление выписки из устава, содержащей необходимые для подтверждения полномочий сведения (об исполнительных органах юридического лица), а также копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенные печатью организации.

Полномочия представителей организации определяются в доверенности. При этом доверенность:

ü подписывается руководителем и скрепляется печатью;

ü должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.

При отказе в рассмотрении жалоб по существу заявителю в обязательном порядке указываются причины такого отказа, а также разъясняется право повторной подачи жалобы после устранения выявленных нарушений.

Следует отметить, что отказ в рассмотрении жалобы по существу является поводом для проведения ведомственного контроля. Таким образом, даже при отказе в рассмотрении жалобы, таможенный орган имеет возможность отменить обжалованное решение, действие (бездействия), если оно не соответствует праву Евразийского экономического союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.

Следует отметить, что таможня заинтересована в оперативном и объективном разрешении споров, в связи с чем, на наш взгляд, участникам внешнеэкономической деятельности не следует пренебрегать возможностью разрешения споров посредством механизмов ведомственного обжалования.

Надо сказать, что организации довольно часто пользуются правом на обжалование решений таможни в суды.

В 2016 году – истекшем периоде 2017 года участниками ВЭД в суды подано 224 иска к таможне по спорам, возникшим из административных и иных публичных правоотношений (133 иска в 2016 году, 91- в 2017году).

Преимущественно, предметом данных споров являлись разногласия с таможней:

- при привлечении к административной ответственности,

- при классификации товаров,

- при выставлении требований об уплате таможенных платежей,

- при корректировке таможенной стоимости,

- при отказе в выпуске товаров,

- при принятии решений по результатам таможенных проверок.

В 2017 году судами различных уровней было рассмотрено 76 судебных дел, указанных категорий споров. По результатам рассмотрения 24 дел - решениями суда требования заявителей были удовлетворены, это составляет 31% от общего числа рассмотренных дел.

Повсеместное внедрение информационных технологий электронного документооборота между таможней и участниками ВЭД позволит повысить доступность получения государственных услуг, упростить процедуру взаимодействия с таможней и повысить уровень удовлетворенности участников ВЭД результатами такого взаимодействия.

В этой связи следует отметить, что проектом нового Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрена возможность подачи жалобы в электронном виде при соблюдении определенных требований, в том числе требования о подписании такой жалобы усиленной квалифицированной подписью (для юридических лиц).

Уже сегодня, для участников ВЭД предусмотрена возможность подачи жалобы в электронном виде на качество предоставляемых государственных услуг посредством:

а) официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

б) федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";

в) портала федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими (далее - система досудебного обжалования) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".