Сегодня 24 августа 2017 года
Для слабовидящих

Главное меню

Баннер

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

customs-tv

Публичные обсуждения 23.06.2017 г. Доклад по результатам правоприменительной практики деятельности Калининградской областной таможни за 2017 год (отдел таможенного контроля после выпуска товаров, далее – ОТКПВТ)

PDFПечатьE-mail

В ходе исполнения функций контрольно-надзорной деятельности ОТКПВТ Калининградской областной таможни за 5 месяцев 2017 года проведено 48 проверочных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них в форме таможенной проверки – 30.

По результатам проверочных мероприятий:

- взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на сумму 60,2 млн. рублей (в 34 раза больше, чем за 5 месяцев 2016 года);

- по результатам одной таможенной проверки в среднем взыскано 2 млн. рублей (в 51 раза больше, чем в январе-мае 2016 года);

- возбуждено 45 дел об АП и 2 уголовных дела.

Основные направления таможенных проверок: контроль соблюдения требований права Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при помещении товаров под таможенную процедуру «свободная таможенная зона» (46,7%), контроль достоверности заявленных в таможенных декларациях сведений о коде товара по ТН ВЭД ЕАЭС (10%), контроль соблюдения запретов и ограничений (10%).

По результатам 14 таможенных проверок, проведенных в период с 01.01.2017 по 31.05.2017, приняты 25 решений в сфере таможенного дела, в том числе:

- решения по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС – 9;

- решения о непредоставлении полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов – 10;

- решения об отказе предоставления тарифных преференций – 5;

- решения о начислении и взыскании таможенных пошлин, налогов – 1.

Вышеуказанные решения в сфере таможенного дела в судебном порядке проверяемыми лицами не обжаловались.

Сумма доначисленных таможенных платежей и пеней по результатам таможенных проверок составила за 5 месяцев 2017 года 21 563,05 тыс. руб.

В январе-мае 2017 года в ходе и по результатам таможенных проверок возбуждены 42 дела об административных правонарушениях по признакам ст.ст. 16.2 ч. 2, ст. 16.2 ч.3, 16.3, 16.12 ч. 3, 16.15, 16.19 ч.2, 16.21, 19.7 КоАП РФ.

Нарушения, совершенные участниками ВЭД,

выявленные в ходе таможенных проверок

Норма права, которая была нарушена

Существо нарушения

  • пункт 3 статьи 24 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру «свободная таможенная зона» (далее – Соглашение о СЭЗ)
  • пунктом 1 статьи 12.2 Федерального закона от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ)

несоблюдение условий и ограничений применения таможенной процедуры «свободная таможенная зона» в отношении транспортных средств при совершении внутренних перевозок грузов по территории Российской Федерации без заезда в Калининградскую область

  • пункт 4 статьи 177 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ)
  • приказ ФТС России от 28.07.2009 № 1351 «Об утверждении отчетности о товарах, ввезенных на территории Калининградской области в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области, и порядка представления в таможенный орган отчетности по таким товарам» (далее – приказ ФТС России от 28.07.2009 № 1351)

представление в таможенный орган отчета об операциях с товарами на территории ОЭЗ в Калининградской области, содержащего недостоверные сведения

  • пункт 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2015 года № 930 «О внесении изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации»

несоблюдение запретов и ограничений, установленных правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (непредставление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, либо представление недействительных документов)

  • глава 9 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
  • Основные правила интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденные решением Совета ЕЭК от 6 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении Единой товарной номенклатуры внешней экономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»

заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, которые послужили основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов

В качестве примера результативных таможенных проверок, в ходе которых выявлены типичные для таможенного органа нарушения актов, составляющих право ЕАЭС, и законодательства Российской Федерации в сфере таможенного дела, можно привести следующие таможенные проверки, в том числе проведенные по направлениям:

1. Несоблюдение условий и ограничений применения таможенной процедуры «свободная таможенная зона» в отношении транспортных средств при совершении внутренних перевозок грузов по территории Российской Федерации без заезда в Калининградскую область.

Основанием для проведения таможенного контроля, как правило, являются материалы правоохранительных подразделений таможенных органов, расположенных и осуществляющих деятельность на территории других субъектов Российской Федерации, а также результаты собственной аналитической работы подразделения. По фактам совершения внутренней перевозки товаров без заезда в Калининградскую область с использованием транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, возбуждаются дела об административных правонарушениях в рамках главы 16 КоАП РФ, о чем Калининградская областная таможня информируется в установленном порядке. На момент вывоза транспортных средств с территории Калининградской области и на момент совершения внутренней перевозки груза собственником либо арендатором транспортных средств выступает лицо, которое определяется как объект таможенного контроля.

В силу п. 11 ст. 11 Соглашения о СЭЗ, ч. 5 ст. 13 Федерального закона № 16-ФЗ при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Особой экономической зоне в Калининградской области декларантом товаров может быть юридическое лицо, которое являлось декларантом товаров при таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, и иные лица, указанные в подпункте 1 и абзаце пятом подпункта 2 ст. 186 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), т. е. лица, имеющие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки.

В соответствии с положениями ст. 79 ТК ТС такие перевозчики признаются таможенным органом плательщиками таможенных пошлин, налогов, т.е. декларантами или иными лицами, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

В связи с незавершением таможенной процедуры свободной таможенной зоны на основании п. 5 ст. 178 Федерального закона РФ № 311-ФЗ, подп. 4 п. 3 ст. 80 ТК ТС принимается решение о непредоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении подконтрольных транспортных средств.

2. Представление в таможенный орган отчета об операциях с товарами на территории ОЭЗ в Калининградской области, содержащего недостоверные сведения.

При проверке соблюдения условий таможенной процедуры свободной таможенной зоны принято решение об истребовании отчетности, форма и порядок предоставления которой предусмотрены приказом ФТС России от 28.07.2009 № 1351, в отношении товаров – комплектующие для сборки телевизоров цветного изображения с жидкокристаллическим экраном. При проведении анализа указанной отчетности, установлено, что в ней отсутствуют сведения о товарах, задекларированных по отдельным ДТ, по части товаров не отражена информация о дальнейшем их использовании и местонахождении.

Недостоверность предоставляемых участником ВЭД сведений обнаружена при проверке отчетности о товарах – вентиляторы центробежные и трансформаторы электрические для производства кухонных вытяжек. Данные проверяемого лица о том, что товар в полном объеме подвергнут переработке, не соответствуют действительности. Фактически, часть товара списана с баланса предприятия, что подтверждено актами о браке.

По факту представления в таможенный орган отчетов об операциях с товарами на территории ОЭЗ в Калининградской области, содержащих недостоверные сведения, возбуждены дела об административных правонарушениях по признакам ст. 16.15 КоАП РФ.

3. Несоблюдение запретов и ограничений, установленных правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

По результатам анализа информации и документов, представленных при таможенном декларировании товаров, выявляются факты, указывающие на возможное отсутствие документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении товаров, включенных в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза/ЕАЭС, что имело место при совершении таможенных операций с товарами:

- портландцемент неокрашенный, насыпью, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС – 2523290000;

- оборудование для промышленного приготовления пищевых продуктов, бытовая посудомоечная машина, коды товаров по ТН ВЭД ЕАЭС – 8420108000, 8422110000, 8438101000, 8438500000, 8438600000.

При проведении проверочных мероприятий осуществляется сбор доказательств, позволяющих сделать вывод о недействительности разрешительных документов, представленных участниками ВЭД на этапе таможенного декларирования.

Указанная информация поступает в таможенный орган от уполномоченных органов по сертификации, испытательных лабораторий, а также из Федеральной службы по аккредитации, из содержания которой следует, что сертификаты соответствия, выданные на импортируемую продукцию, прекратили свое действие или аннулированы. Иные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в отношении ввезенных товаров, проверяемыми лицами по требованию таможенного органа не представляются.

В связи с несоблюдения установленных правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле запретов и ограничений на ввоз проверяемых товаров на территорию ЕАЭС должностными лицами ОТКПВТ возбуждаются дела об административных правонарушениях по признакам ст.ст. 16.2 ч. 3, 16.3 КоАП РФ.

4. Заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, которые послужили основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов.

В рассматриваемом периоде таможенному контролю подлежали товары, помещенные проверяемым лицом под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления», – стационарная моечная установка самообслуживания и автомобильная автоматическая арочная мойка для грузовых автомобилей. При совершении таможенных операций данные товары классифицированы кодом ТН ВЭД ЕАЭС/ТС – 8424300100 (ставка ввозной пошлины 0%). При декларировании товаров техническая документация на товары с описанием комплектности и принципа действия товаров не предоставлялась. Участнику ВЭД направлены требования о предоставлении документов и сведений, после поступления и изучения которых, в том числе технической документации на ввезенные товары, инструкций по эксплуатации, брошюр, установлено, что указанные товары не являются пескоструйной либо пароструйной машиной, а также аналогичным им метательным устройством. В соответствии с ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД ЕАЭС указанные товары классифицированы кодом ТН ВЭД ЕАЭС – 6806900000 (ставка ввозной пошлины 8%).

Также в качестве подконтрольных были определены помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны товары - клетчатка пшеничная (пшеничное негранулированное волокно - отруби) для производства полуфабрикатов из мяса птицы. При совершении таможенных операций данные товары классифицированы кодом ТН ВЭД ЕАЭС – 2302309000 (ставка ввозной пошлины – 5%; в соответствии с заявленной таможенной процедурой таможенные платежи начислены условно). По результатам анализа представленных участником ВЭД документов, а также документов из пакета ДТ (спецификация продукта (аттестат качества), выданная производителем; Экспертное заключение научно-исследовательского института питания РАМН) установлено, что задекларированные товары представляют собой пищевую добавку с содержанием пищевых волокон 97,5 %. На основании ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД ТС проверяемые товары классифицированы кодом ТН ВЭД ЕАЭС – 2106909809 (ставка ввозной пошлины 12%). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.03.2006 № 186 «О перечне товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области» товары, классифицируемые кодом 2106909809 ТН ВЭД ЕАЭС, не могут быть помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, что повлекло за собой принятие решения о непредоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Неоднозначность классификации по ТН ВЭД выявлена при анализе сведений, заявленных в ДТ при помещении под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» товаров – оксид алюминия в виде порошка. При совершении таможенных операций данные товары классифицированы кодом ТН ВЭД ЕАЭС – 2828200000 (ставка ввозной пошлины 0%). Участнику ВЭД направлены требования о предоставлении документов и сведений, в том числе о способе изготовления ввезенных товаров (путем плавления или прокаливания). Согласно письму проверяемого лица информация о сырье, из которого получены товары, отсутствует; проверяемые товары получены путём плавления специального сорта оксида алюминия в электродуговой печи; информация о прохождении товарами дополнительной обработки, кроме плавления, также отсутствует. На основании запроса таможенного органа уполномоченной организацией НОЧУ ДПО «ЭКСПЕРТ» выполнен перевод технической документации, представленной участником ВЭД при декларировании подконтрольных товаров, и установлено, что ввезенные товары идентичны и представляют собой высококачественный белый алюминий, производимый посредством плавления особого сорта кальцинированного глинозёма в дуговой электропечи с использованием блочного метода (химический состав: оксид алюминия составляет 99,81%). В соответствии с ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД ЕАЭС данные товары классифицированы кодом ТН ВЭД ЕАЭС – 2818101100 (ставка ввозной пошлины 5%).