Сегодня 20 августа 2017 года
Для слабовидящих

Главное меню

Баннер

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

customs-tv

Публичные обсуждения 23.06.2017 г. Доклад о правоприменительной практике Калининградской областной таможни за истекший период 2017 года (по направлениям деятельности службы организации таможенного контроля)

PDFПечатьE-mail

Стратегической целью таможенной службы Российской Федерации является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение полного и своевременного поступления доходов в федеральный бюджет, защита интересов отечественных производителей, максимальное содействие внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.

Улучшение инвестиционного климата и повышение привлекательности российской юрисдикции для ведения предпринимательской деятельности осуществляется посредством последовательного и планомерного совершенствования таможенного администрирования.

В современных условиях существенным фактором, определяющим дальнейшее развитие Федеральной таможенной службы, становится внедрение проектов по развитию электронной (цифровой) таможни.

В течение последних лет проведен комплекс мероприятий по внедрению обязательного предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых автомобильным и железнодорожным транспортом, созданы условия для внедрения предварительного информирования при морских перевозках. Внедрено обязательное таможенное декларирование товаров в электронной форме. Обеспечена возможность удаленного выпуска товаров. Внедрены технологии автоматической регистрации таможенной декларации и автоматического выпуска товаров. Проводятся мероприятия по внедрению электронного декларирования таможенной процедуры таможенного транзита. Реализован переход на предоставление государственных услуг в электронном виде.

Раздел 1. Предоставление государственных услуг

Одним из факторов оказания содействия международной торговле является качественное предоставление государственных услуг в области таможенного дела. Эффективные и качественные государственные услуги в области таможенного дела содействуют ускорению таможенных операций, снижают издержки предпринимателей и потребителей товаров, позволяют повысить безопасность в сфере внешнеэкономической деятельности, что способствует развитию бизнеса и торговой деятельности на территории Единого экономического пространства.

Федеральная таможенная служба оказывает 12 видов государственных услуг, из них 4 вида госуслуг оказываются на уровне таможен.

Калининградской областной таможней по направлению деятельности службы организации таможенного контроля оказываются государственные услуги по ведению реестров:

- владельцев магазинов беспошлинной торговли;

- владельцев таможенных складов;

- владельцев складов временного хранения.

С начала 2017 года государственная услуга по ведению реестров оказана 8 раз.

В настоящее время имеется возможность получения государственных услуг через личный кабинет федеральной государственной информационный системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru).

Условием получения государственной услуги в электронном виде является наличие у заявителя электронной подписи, регистрации на портале «Госуслуги», заполнения соответствующего заявления в электронном виде и предоставление копий необходимых документов в электронном виде. Перечень необходимых документов определен соответствующими Административными регламентами.

Предоставление государственной услуги посредством единого портала госуслуг имеет ряд неоспоримых преимуществ:

- сокращение временных, финансовых и трудовых заявителя - заявление можно подать с любого устройства, имеющего подключение к сети Интернет, без затрат на отправку документов;

- круглосуточная доступность портала - подать заявление можно в любое удобное время независимо от местонахождения заявителя и времени работы таможенных органов;

- возможность контролировать ход оказания государственной услуги.

От соблюдения заявителями порядка обращения за предоставлением государственных услуг зависит скорость и качество предоставленной услуги. Наиболее типичной ошибкой, допускаемой заявителями при получении государственной услуги по ведению реестра владельцев складов временного хранения, является нарушение установленного пунктом 8 статьи 26 ТК ТС срока информирования таможенного органа об изменении сведений, заявленных при включении в реестр владельцев СВХ.

Раздел 2. Автоматическая регистрация деклараций на товары

С 1 апреля 2014 г. в рамках эксперимента в перечень таможенных органов, осуществляющих практическую реализацию технологии автоматической регистрации ДТ, поданной в форме электронного документа, в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей вывоз товаров, был включен Калининградский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Калининградской областной таможни.

С 30 ноября 2015 г. все таможенные посты Калининградской областной таможни включены в перечень объектов пилотной зоны по реализации алгоритма автоматической регистрации на вывозимые товары, заявленные в соответствии с таможенной процедурой экспорта и не облагаемые таможенной пошлиной.

С 18 апреля 2016 г. все таможенные посты Калининградской областной таможни включены в перечень объектов пилотной зоны по реализации алгоритма автоматической регистрации на товары, помещенные под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или свободной таможенной зоны.

В 24,5 % причины отказа в авторегистрации ДТ (ИМ 78) связаны с ошибками, допущенными декларантом при заполнении ДТ и формализации документов к ней, и выявленных при осуществлении в автоматическом режиме контроля за полномочиями лица, подающего ДТ, а так же ошибками при заполнении сведений, подтверждающих завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых автомобильным транспортом.

В ходе реализации технологии авторегистрации выявлены следующие ошибки, допускаемые декларантом при заполнении ЭДТ и/или документов, подтверждающих полномочия лица на ее подачу:

- отсутствуют сведения о документе, подтверждающем полномочия декларанта;

- несоответствие сведений о документе, подтверждающем полномочия декларанта, сведениям, заявленным в ДТ;

- истечение срока действия документа, подтверждающего полномочия декларанта на момент таможенного декларирования;

- несоответствие сведений о номерах транспортных (перевозочных) документов;

- несоответствие сведений о коде таможенного органа на границе.

Ошибки декларанта, влияющие на принятие решения таможенным органом.

За период с 01.01.2017 по 14.06.2017 г. Калининградской областной таможней принято решение о выпуске товаров более 66 000 деклараций на товары (далее - ДТ).

При этом в ряде случаев таможенным органом принимается решение об отказе в регистрации ДТ (9 440 ДТ) или в выпуске товаров (402 ДТ).

Анализ причин отказа в регистрации ДТ выявил следующие основные причины принятия такого решения.

1. Нарушение п.п.5 п.4 ст.190 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС): не совершены действия до подачи ДТ; отсутствуют денежные средства на оплату таможенных сборов; товары отсутствуют в зоне таможенного контроля; не завершена таможенная процедура таможенного транзита.

2. Нарушение пп.3 п.4 ст.190 ТК ТС - в ДТ не указаны необходимые сведения - не указаны сведения о местонахождении товара; в графе 31 не указаны все необходимые сведения о товарах.

3. Нарушение пп.2 п.4 ст.190 ТК ТС - ДТ подана не уполномоченным лицом доверенность составлена не верно; истек срок действия доверенности; истек срок действия договора между декларантом и таможенным представителем.

Основными причинами отказа в выпуске товаров являются следующие причины.

- нарушение пп. 1 п. 1 ст.195 ТК ТС - не соблюдены условия для помещения товаров под процедуру не представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС;

- нарушение пп. 2 п. 1 ст. 195 ТК ТС – не соблюдены условия, необходимые для помещения товаров под избранную таможенную процедуру;

- нарушение пп. 3 п. 1 ст.195 ТК ТС - не уплачены таможенные пошлины, налоги, либо не предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Раздел 3. Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в электронном виде

Мероприятия по внедрению электронного декларирования таможенной процедуры таможенного транзита проводятся в Калининградской областной таможне с начала 2015 года.

Эксперимент проводился в рамках распоряжения ФТС России от 18.02.2015 №62-р «О проведении эксперимента по совершению таможенными органами таможенных операций при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме».

С 20 марта 2017 года вступил в силу Порядок использования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме, утвержденный приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 30 августа 2016 г. № 144н (далее – Приказ № 144н).

Особенностью применения электронного декларирования транзитных перевозок является возможность удаленного предоставления в любой таможенный орган Российской Федерации электронных документов и сведений для целей помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Принципиальным моментом является возможность применения безбумажной технологии, в том числе и иностранными перевозчиками, используя услуги таможенных представителей.

Применение технологии электронного документооборота при транзите предусматривает возможность использования сведений, содержащихся в электронной транзитной декларации, в качестве предварительной информации при прибытии товаров (и транспортных средств) на территорию Российской Федерации, а также информационное взаимодействие таможенных органов и заинтересованных лиц в электронной форме, в том числе с перевозчиком, если он не является декларантом.

В рамках решения Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза от 30.11.2016 №21/15 проводится эксперимент по совершению таможенных операций, связанных с выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и завершением такой процедуры на принципах электронного документооборота, при перемещении товаров между белорусскими, киргизскими и российскими таможенными органами – участниками эксперимента.

В отношении товаров Евразийского экономического союза, перемещаемых между Калининградской областью и остальной частью территории Евразийского экономического союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, декларировании товаров в электронной форме, не применяется.

По результатам работы, проведенной в Калининградской областной таможне, в мае 2017 года выпущено в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в электронной форме 6 799 партий товаров, что составляет 99,1% от общего количества транзитных деклараций, оформленных на иностранные товары (6 855 транзитных деклараций).

При применении электронного декларирования таможенной процедуры таможенного транзита проблемными вопросами являются:

  1. В результате ошибок, допускаемых декларантами, они неоднократно направляют в таможенный орган электронную транзитную декларацию и электронные документы, содержащие скорректированные сведения, что увеличивает время нахождения транспортных средств в пункте пропуска.

Типичные ошибки, допускаемые декларантом:

- сведения в формализованных электронных документах не соответствуют сведениям в документах, содержащимся в бумажных носителях;

- к электронной транзитной декларации частично не прикреплены электронные документы, как правило, подтверждающие полномочия представителя декларанта;

- в электронной транзитной декларации в графе 44 «Представленные документы» не указываются сведения о номерах всех представленных электронных документах.

  1. Отсутствие возможности у большинства перевозчиков подать электронную транзитную декларацию в связи с отсутствием электронной подписи.

Получение и выдача сертификатов ключей электронной подписи для юридических лиц осуществляется на основании приказа ФТС России от 25.10.2011 №2187 «Об утверждении Положения об использовании участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, средств электронной подписи при реализации информационного взаимодействия с таможенными органами Российской Федерации».

Получить подписи можно в удостоверяющем центре ЦИТТУ ФТС России (бесплатно) или в любом из доверенных удостоверяющих центров (их более 70). В Калининграде имеются представители таких центров с правом выдачи электронной подписи.

Информация о доверенных удостоверяющих центрах размещена на сайте ФТС России в разделе «Портал электронного декларирования – Полезные ссылки – Как получить электронную подпись».

Приказом №144н предусмотрено применение предварительного электронного декларирования товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. В настоящее время в программных средствах реализована возможность подачи предварительной электронной транзитной декларации до прибытия товаров и транспортных средств в пункт пропуска. Это позволяет декларантам при отсутствии отдельных сведений заблаговременно направить в таможенный орган предварительную электронную транзитную декларацию и скорректировать сведения после прибытия транспортных средств и товаров в пункт пропуска.

В настоящее время в Калининградской областной таможне отсутствует практика применения предварительного электронного декларирования товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Раздел 4. Типичные нарушения, допускаемые участниками внешнеэкономической деятельности при использовании в качестве ТСМП транспортных средств, помещённых под таможенную процедуру СТЗ

1. В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Соглашения от 18 июня 2010 г «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» и статьей 12.2 Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и статьей 12.2 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определены условия и ограничения по пользованию транспортными средствами, помещёнными под таможенную процедуру СТЗ, при соблюдении которых такие транспортные средства могут рассматриваться для таможенных целей в качестве транспортных средств международной перевозки (далее - ТСМП) и могут вывозиться с территории ОЭЗ в Калининградской области без завершения действия таможенной процедуры СТЗ при соблюдении ограничений, сопряжённых с возможностью использования таких ТСМП в следующих перевозках:

- международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза;

- перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации.

При этом должны соблюдаться следующие условия:

1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области;

2) транспортное средство принадлежит юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.

Одним из основных типичных нарушений является использование перевозчиком транспортного средства, помещённого под таможенную процедуру СТЗ, во внутренней перевозке по территории Российской Федерации, после завершения перевозки товаров между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации.

2. Статьей 13 Соглашения от 18 июня 2010 г. «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» и статьей 12.1 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определён перечень допустимых операций в отношении товаров (транспортных средств), помещённых под таможенную процедуру СТЗ, в том числе передача прав владения, пользования и (или) распоряжения такими товарами.

При этом установлено, что совершение таких операций допустимо только на территории Особой экономической зоны.

Типичным нарушением является осуществление передачи прав владения, пользования и (или) распоряжения транспортными средствами, помещёнными под таможенную процедуру СТЗ, на остальной территории Российской Федерации.