Сегодня 20 августа 2017 года
Для слабовидящих

Главное меню

Баннер

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

customs-tv

Публичные обсуждения 23.06.2017 г. Доклад о правоприменительной практике Калининградской областной таможни по направлению экономической деятельности в 2017 году

PDFПечатьE-mail

Доклад о правоприменительной практике Калининградской областной таможни по направлениям контроля полноты взимания и возвратов таможенных платежей, правильности классификации и определения страны происхождения товаров, таможенной стоимости, соблюдения запретов и ограничений, валютного контроля, защиты прав интеллектуальной собственности, ведения статистики взаимной торговле

Настоящий доклад подготовлен по результатам правоприменительной практики Калининградской областной таможни, анализа выявляемых таможней нарушений при декларировании товаров и возникающих у участников внешнеэкономической деятельности проблемных вопросах по направлениям контроля полноты взимания/возвратов таможенных платежей, правильности классификации и определения страны происхождения товаров, таможенной стоимости, соблюдения запретов и ограничений, валютного контроля, защиты прав интеллектуальной собственности, ведения статистики взаимной торговли.

Взимание и возврат таможенных платежей

Контроль полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, правомерности возвратов плательщикам излишне уплаченных/взысканных таможенных платежей - одна из важнейших разновидностей государственного финансового контроля.

Вопросы возврата таможенных платежей регулируется национальным законодательством.

Возврату подлежат не только излишне уплаченные таможенные пошлины, налоги, но также и излишне взысканные таможенные пошлины, налоги и иные денежные средства, а также авансовые платежи (в случаях, установленных Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

За период январь-июнь 2017 года таможней принято более 200 решений о возврате денежных средств, налогов на общую сумму более 73,5 млн. рублей. В 9-ти случаях заявления возвращены плательщикам, возвраты денежных средств не производились.

Порядок и сроки возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств установлены статьей 147 Федерального закона.

Наиболее распространенными ошибками, приводящими к отказу таможней в рассмотрении заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, являются:

1. Отсутствие документов, необходимых для принятия решения о возврате/зачете.

2. Недостоверные сведения, указанные в заявлении о возврате/зачете.

Наиболее острым в настоящее время является вопрос предоставления документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей, а также сведений, необходимых для осуществления возврата.

Факт излишней уплаты подтверждается представлением документа, «равного по статусу» зарегистрированной таможенной декларации, то есть документа, свидетельствующего о фактах, имеющих юридическое значение, в соответствии с которым определена сумма таможенных платежей, подлежащая уплате в отношении задекларированных товаров.

Таким образом, для возврата излишне уплаченных платежей в декларацию на товары должны быть внесены изменения в порядке, установленном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии
от 10 декабря 2013 г. № 289 «О внесении изменений и (или) дополнений
в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии».

Непредставление плательщиком вместе с заявлением о возврате юридически значимого документа, подтверждающего факт излишней уплаты, является основанием для отказа в рассмотрении такого заявления таможенными органами.

Необходимо обратить внимание, что отказ таможенных органов
в рассмотрении заявления о возврате либо отказ в возврате платежей не лишает плательщика права после устранения замечаний повторно обратиться за возвратом.

С 1 апреля 2016 года статья 151 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) дополнена положениями, закрепляющими возможность неуплаты НДС при завершении процедуры свободной таможенной зоны выпуском для внутреннего потребления (Федеральный Закон от 22.03.2016 № 72-ФЗ, в редакции Федерального Закона от 30.06.2016 № 225-ФЗ).

Данные положения вправе применять налогоплательщики, которые на дату выпуска товаров являются резидентами, включенными в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области, либо лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые по состоянию на 1 апреля 2006 года осуществляли деятельность на основании Федерального закона Российской Федерации от 22 января 1996 года № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», состоящие на учете в налоговых органах Калининградской области по месту нахождения организации.

Суммы исчисленного налога налогоплательщиками не уплачиваются при условии, что эти налогоплательщики на дату выпуска товаров не используют право на освобождение, предусмотренное статьей 145 НК РФ, и за налоговый период, предшествующий дате выпуска товаров, не осуществляли реализацию товаров, освобождаемых от налогообложения НДС в соответствии со статьей 149 НК РФ.

Таможенными органами при принятии решения о выпуске товаров проверяется соблюдение условий неуплаты НДС. Дальнейший контроль осуществляется налоговыми органами по истечению 180 дней.

При этом, представление участниками ВЭД каких-либо дополнительных документов или сведений для подтверждения соблюдения условий, установленных статьей 151 НК РФ, не требуется – обмен данными, необходимыми для принятия таможней решений при выпуске в свободное обращение товаров, а также для дальнейшего контроля налоговой службой исчисления и уплаты НДС при их реализации производится между таможенными и налоговыми органами в электронном виде.

На 1 июня 2017 года правом, установленным статьей 151 НК РФ, воспользовались 173 участника ВЭД Калининградской области на сумму 24,5 млрд. рублей.

При обнаружении факта неуплаты таможенных платежей в адрес плательщика направляется требование об уплате таможенных платежей и пеней в соответствии со статьей 152 Федерального закона. При солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно как в адрес плательщика, так и солидарного ответчика согласно ч.4 ст.150 Федерального закона.

Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования в соответствии с ч.11 ст.152 Федерального закона. Требование об уплате считается полученным по истечении шести дней со дня отправления.

По истечении срока добровольной уплаты по требованию применяются меры принудительно взыскания в соответствии с гл.18 Федерального закона. При применении мер принудительно взыскания осуществляется дополнительное начисление пеней, размер которых может составлять значительную сумму, так как пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных платежей на дату принятия меры принудительного взыскания. Так, по состоянию на 01.06.2017 общая сумма доначисленных в 2017 году пеней 14,3 млн. руб.

Благодаря программному средству по учету задолженности таможня имеет возможность оперативно отслеживать поступление денежных средств должников в другие таможенные органы и своевременно применять меры по погашению задолженности.

Наличие задолженности у участника ВЭД является не только основанием для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, денежного залога, но и накладывает ряд ограничений при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в том числе невключение юридического лица в реестр таможенных представителей, невозможность применения генерального обеспечения при совершении таможенных операций.

Федеральной таможенной службой в рамках исполнения функции Главного администратора доходов и сокращения сроков совершения таможенных операций при декларировании товаров, в целях развития современных электронных технологий уплаты таможенных платежей, разработана Концепция ведения единого лицевого счета участника ВЭД (приказ ФТС России от 30.07.2013 № 1407).

В развитие указанной Концепции приказом ФТС России от 22.08.2016 №1617 утвержден Временный порядок работы заинтересованных структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и таможен с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России (далее - Временный порядок).

В соответствии с Временным порядком с 29 августа 2016 года в таможенных органах ФТС России организована работа по созданию и администрированию единого ресурса лицевых счетов юридических лиц– плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России (далее – ЕЛС).

Определен восьмизначный цифровой код «10000010» в качестве кода таможенного органа для перечисления денежных средств.

Открытие лицевых счетов плательщиков в ресурсе ЕЛС производится должностными лицами Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (далее – ГУФТДиТР) ФТС России.

Для включения в единый ресурс лицевых счетов необходимо обращаться в ГУФТДиТР ФТС России с заявлением об открытии единого лицевого счета.

Основное преимущество ЕЛС - это возможность использования денежных средств, перечисленных на ЕЛС, для уплаты таможенных пошлин, налогов в любом таможенном органе ФТС России, независимо от места декларирования товаров и местоположения таможенного органа.

Централизованная система позволит участнику ВЭД иметь единый лицевой счет в ФТС России, к которому все таможенные органы имеют доступ в части таможенных платежей, используемых при таможенном декларировании на всей территории.

Централизованная система позволяет получать участнику ВЭД информацию и отчетность о движении денежных средств по результатам таможенных операций, просматривать движение денежных средств в электронном виде, что в итоге ускоряет процесс проведения расчетов по таможенным пошлинам, налогам, сокращает временные затраты декларирования товаров.

К указанному преимуществу следует добавить возможность обращения участником ВЭД в любой таможенный орган, которому предоставлен удаленный доступ к единой базе данных лицевых счетов, с заявлением о возврате авансовых платежей.

Таким образом, обеспечивается свобода распоряжения денежными средствами, сокращаются временные, организационные и финансовые издержки.

В настоящее время 10 участников ВЭД Калининградского региона перешли на администрирование в ЕЛС.

Контроль правильности классификации товаров

При таможенном декларировании товары подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

Согласно ст. 106 Федерального закона код товара декларант определяет самостоятельно. Очевидно, что у участников ВЭД возникают проблемные вопросы в части правильности определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (особенно сложных технических товаров, многокомпонентных химических составов и т.п.).

В соответствии с ч. 3 ст. 106 Федерального закона при выявлении факта заявления недостоверного кода ТН ВЭД ЕАЭС, таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решения по их классификации.

Статистические данные свидетельствуют об отсутствии значительных масштабов выявления подобных нарушений: за 5 месяцев 2017 года принято 331 решение по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС (0,09 % от общего количества задекларированных товаров), из них в 79 % случаев принятые решения не повлияли на доначисление таможенных платежей, по остальным решениям таможней довзыскано 52,77 млн. руб.

Основаниями возникновения у таможенного органа сомнений в достоверности заявляемого кода ТН ВЭД ЕАЭС являются: отсутствие либо недостаточное информационное наполнение технической или иной документации, позволяющей подтвердить классификационные признаки товара (предназначение, область применения, состав оборудования, химический состав материалов и прочие), а также неполное/недостоверное описание товара в 31 графе ДТ.

Предоставление указанных документов регламентируется пп. 8 п.1 ст. 183 ТК ТС.

В соответствии с примечаниями к ТН ВЭД ЕАЭС для отдельных товаров необходимо предоставлять документы, подтверждающие целевое назначение товаров, работоспособность при определенных условиях, сертификаты заводских испытаний и т.д.

Для устранения возникших при осуществлении таможенного контроля сомнений, в целях идентификации товаров и подтверждения классификационных признаков, должностными лицами таможенных органов могут быть запрошены дополнительные документы, проведена таможенная экспертиза товара.

По результатам проведённых проверочных мероприятий классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, заявленный в графе 33 ДТ, подтверждается, либо таможенным органом принимается решение по классификации товара с присвоением кода товара, отличного от заявленного в ДТ.

При несогласии с позицией таможенного органа у участника ВЭД имеется возможность обжалования решения таможенного органа в вышестоящий таможенный орган либо в судебном порядке.

На сегодняшний день предоставляется государственная услуга по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой ТНВЭД ЕАЭС. Административный регламент предоставления государственной услуги утвержден приказом ФТС России от 18.04.2012 № 760.

Преимущества данной услуги: государственная услуга по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС позволяет участникам ВЭД до ввоза товара получить официальное решение о классификации товара, обязательное для применения в таможенных органах.

Государственная услуга предоставляется ФТС России и определяемыми ею таможенными органами.

Приказом ФТС России от 24.09.2012 № 1907 распределены полномочия по принятию предварительных решений (в разрезе групп товаров) между ФТС России и определенными ею таможенными органами.

Государственная услуга предоставляется в течение 90 календарных дней со дня регистрации письменного заявления о принятии предварительного решения в отделе документационного обеспечения уполномоченного таможенного органа или регистрации специальным программным средством в случае подачи заявления в виде электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Заявителем может быть лицо, правомочное выступать в качестве декларанта товара, или обладающее полномочиями в отношении товара, по которому таможенным органом принимается предварительное решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС.

Информация по оказанию таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений по ТН ВЭД ЕАЭС размещается на официальном информационном сайте ФТС России: www.customs.ru.

Официальный информационный сайт Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций): www.gosuslugi.ru.

На официальном сайте Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) также размещена электронная форма заявления о принятии предварительного решения.

Условием получения государственной услуги через сайт «Госуслуги» является наличие у заявителя электронной подписи, регистрация на сайте «Госуслуги», заполнение соответствующего заявления в электронном виде и предоставление копий необходимых документов в электронном виде.

Стоимость предоставления государственной услуги по принятию предварительного решения по классификации товара в соответствии с НК РФ составляет 5000 рублей на каждое наименование товара, включающее определённую марку, модель, артикул и модификацию.

Контроль правильности определения страны происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций

В соответствии с ч. 3 ст. 109 Федерального закона страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения должно быть документально подтверждено.

Таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска.

По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (Приказ ФТС России № 1565 от 02.08.2012).

Если в ходе контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, таможенный орган принимает решение об отказе в предоставлении тарифных преференций.

За 5 месяцев 2017 года таможней принято 22 решения об отказе в предоставлении тарифных преференций на сумму 1,52 млн. руб. (11% от общей суммы предоставленных тарифных преференций).

Основанием для принятия решения об отказе в предоставлении тарифных преференций является представление таможенным органам в отношении декларируемых товаров сертификатов о происхождении товаров по форме «А», оформленных с нарушением установленных требований к их оформлению и (или) заполнению (отсутствие в таможенном органе образцов печатей и подписей лиц иностранных уполномоченных органов, выдавших сертификаты; неразборчивые печати уполномоченных органов; отсутствие наименования уполномоченного органа, выдавшего сертификат; представление сертификата, заполненного на языке, отличном от русского или английского).

При этом требования к оформлению и (или) заполнению сертификатов о происхождении товаров по форме «А» регламентируется разделом VII «Документальное свидетельство» Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, применяемых в соответствии с Соглашением от 12.12.2008 между Правительствами РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан «О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран».

Контроль таможенной стоимости товаров

Заявленные декларантом таможенная стоимость и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определимой, объективной и документально подтвержденной информации.

В задачу таможенного органа, соответственно, входит ее контроль.

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом требований в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

Контроль заявленных сведений по таможенной стоимости является частью таможенного контроля, проводимого в форме проверки документов и сведений как до, так и после выпуска товаров. Проведение дополнительных проверочных мероприятий в отношении заявляемой таможенной стоимости, последствием которых может стать осуществление ее корректировки, – это процедура, не являющаяся целью таможенного контроля, а представляющая собой средство обеспечения достоверности заявляемых сведений о таможенной стоимости. От правильности определения величины таможенной стоимости зависят поступление в федеральный бюджет стопроцентных сумм таможенных платежей и действенность таможенного регулирования, а также создание равных условий для всех участников внутреннего рынка.

За 5 месяцев 2017 года в регионе деятельности таможни дополнительные проверки по таможенной стоимости были назначены в отношении лишь 1,56% от общего количества выпущенных товарных партий. Решения о проведении дополнительных проверок в отношении заявленных сведений о таможенной стоимости принимаются таможенным органом в случае, если при проведении контроля таможенной стоимости обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Перечень признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости определен решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376. Впрочем, данный перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с п.3 ст.2 Соглашения от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Несоблюдение любого из данных требований является обстоятельством, влекущим принятие решения о корректировке таможенной стоимости.

Законодателем определен Перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, который содержится в приложении №3 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376. Причем, данный Перечень также не является исчерпывающим. Также необходимо отметить, что декларант в рамках дополнительной проверки вправе предоставить любые подтверждающие заявленные сведения документы, которыми он располагает (в том числе полученные им от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых товаров).

В отношении данных документов таможенными органами проводится перекрестный анализ сведений, содержащихся в них, а также заявленных при декларировании. Анализ направлен на установление фактов отсутствия, либо несоответствия обязательных сведений, а также наличия условий, исключающих возможность применения заявленного декларантом метода определения таможенной стоимости.

В результате дополнительной проверки должностным лицом принимается одно из следующих решений в отношении таможенной стоимости товаров:

1) о принятии заявленной таможенной стоимости товаров;

2) о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.

Наиболее часто основаниями для осуществления корректировки таможенной стоимости являются:

- непредставление декларантом в установленные сроки дополнительных документов, запрошенных в рамках проведения дополнительной проверки, при отсутствии объективных причин невозможности их предоставления. При этом данные причины должны быть также документально подтверждены;

- представленные декларантом дополнительные документы не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, а именно, содержат расхождения и противоречия, не подтверждающие заявленную таможенную стоимость;

- по результатам анализа документов установлены условия, исключающие возможность применения заявленного декларантом метода определения таможенной стоимости (приведены в Соглашении от 25.01.2008, например, формирование цены товара при наличии условий, влияние которых на цену товара не может быть количественно определено, наличие взаимосвязи между продавцом и покупателем, влияющей на цену сделки);

- выявлено повлиявшее на величину таможенной стоимости товаров несоответствие заявленных сведений (качественные и коммерческие характеристики, количество, свойства, происхождение, стоимость и другие сведения) фактическим сведениям, установленным таможенным органом в процессе проведения таможенного контроля;

- несоблюдение структуры таможенной стоимости в части дополнительных начислений или вычетов (не включение расходов по доставке товаров, неправомерный вычет НДС с реализации товара при декларировании готовой продукции при отсутствии на момент декларирования сделки для целей вывоза товаров на остальную территорию ЕАЭС или в случае применения декларантами упрощенной системы налогообложения или льгот по уплате НДС).

По результатам проведенных дополнительных проверок за 5 месяцев 2017 года таможней принято 733 решений о корректировке таможенной стоимости, что составило лишь 1,22% от общего количества выпущенных товарных партий. Сумма дополнительно начисленных таможенных платежей составила 15,8 млн. руб.

Учитывая произошедшие с 1 апреля 2016 года изменения порядка завершения действия таможенной процедуры СТЗ в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру СТЗ, используемых в производстве готовой продукции, на первоначальном этапе вопросы правильности определения и заявления таможенной стоимости готовой продукции, в отношении которой не произведена идентификация иностранного сырья, в ряде случаев представляли сложность для участников рынка, что неизбежно приводило к неверному определению и заявлению таможенной стоимости при декларировании готовой продукции и, как следствие, к принятию решений о корректировках таможенной стоимости. Решения о корректировках принимались в случае несоблюдения структуры заявленной таможенной стоимости (невключение расходов по доставке либо неправомерный вычет сумм НДС с реализации из таможенной стоимости), а также в случаях отсутствия сделки купли-продажи и невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами).

За 5 месяцев 2017 года таможней принято только 14 решений о корректировке таможенной стоимости готовой продукции на сумму 163,12 тыс. руб., что свидетельствует об урегулировании большинства вопросов, возникавших при определении и заявлении таможенной стоимости при декларировании готовой продукции.

Таможенные органы, в первую очередь, заинтересованы в предоставлении декларантами качественных и достоверных документов, на основании которых можно сделать вывод о «действительной стоимости товара», которая, как установлено статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле, представляет собой цену, по которой товар продается или предлагается для продажи при нормальном ходе торговли в условиях свободной конкуренции.

Отличие стоимости сделки от стоимости идентичных/однородных товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС на сопоставимых условиях, свидетельствует о неконкурентном формировании цены сделки и ее зависимости от условий или каких-либо обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено.

В этой связи декларантам следует руководствоваться принципами разумности и осмотрительности, а именно, при совершении внешнеторговых сделок руководствоваться принципами достоверности и документального подтверждения заявляемых сведений о таможенной стоимости.

Контроль соблюдения запретов и ограничений

Технологии таможенного контроля в части соблюдения запретов и ограничений основываются на алгоритмах сверки сведений, указанных в декларации на товары, со сведениями, получаемыми через систему межведомственного электронного взаимодействия от иных контролирующих государственных органов.

Одним из базовых критериев сверки являются номера разрешительных документов, используемых при заявлении сведений в графе 44 декларации на товары. При заполнении сведений о номерах разрешительных документов необходимо соблюдать требования к структуре маски номера разрешительного документа, в соответствии со Справочником масок номеров документов, используемых при заявлении сведений в графе 44 декларации на товары. Несоблюдение требований к структуре маски номера разрешительного документа может привести к риску несоответствия сопоставляемых сведений и, как следствие, к отказу в регистрации декларации на товары. Таким образом, техническая ошибка либо невнимательность декларанта, заполняющего ДТ, приводит к увеличению сроков совершения таможенных операций, и, в конечном счете, к увеличению финансовых издержек.

Декларантами не во всех случаях проверяются факты выдачи/регистрации документов о соответствии на официальном сайте Росаккредитации. Тем самым, при таможенном декларировании представляются сведения о недействительных документах. Так, например, по состоянию на 01.06.2017 таможней выявлено 52 случая отсутствия документов о соответствии в базе и на сайте Росаккредитации. Во всех случаях таможенным органом было отказано в выпуске товаров. Необходимо отметить, что количество подобных нарушений уменьшилось по сравнению с 2016 годом примерно в 2 раза.

Таможней выявляются факты несоблюдения участниками ВЭД обязательных требований по проведению процедуры сертификации. В 30 случаях декларантами не были представлены сведения о ДТ на ввоз образцов продукции, протоколы испытаний, заявки в органы по сертификации, акты отбора проб и образцов, договора с органами по сертификации, что может свидетельствовать о недействительности представленных при таможенном декларировании документов о соответствии. С целью соблюдения мер технического регулирования декларант должен располагать информацией о таких документах.

По состоянию на 01.06.2017 таможней выявлено 1223 недействительных разрешительных документа.

Валютный контроль

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

С апреля 2016 года Федеральная таможенная служба является органом валютного контроля (в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора РФ).

То есть, таможенные органы, при реализации функций органа валютного контроля, в пределах своей компетенции, наделены правом: проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

К основным выявляемым нарушениям относятся факты невыполнения участниками ВЭД в установленные внешнеторговыми контрактами сроки, обязанности по репатриации денежных средств (то есть нарушение требований ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). За указанные деяния предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Административная ответственность установлена ч. 4 ст. 15.25 КоАП России (при экспорте) и ч. 5 ст. 15.25 КоАП России (при импорте) и предусматривает наложение административного штрафа до одного размера суммы денежных средств, незачисленных на счета в уполномоченных банках.

Уголовная ответственность по ст. 193 УК РФ предусмотрена в случае, если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно, либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает девять миллионов рублей, а в особо крупном размере - сорок пять миллионов рублей и предусматривает, в зависимости от квалификации деяния по соответствующей части указанной статьи, крупные штрафы и лишение свободы на срок до пяти лет.

Уголовная ответственность по ст. 193.1 УК РФ предусмотрена в случае, если совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов, сопряжено с использованием подложных документов и предусматривает, в зависимости от квалификации деяния по соответствующей части указанной статьи, крупные штрафы и лишение свободы на срок до десяти лет.

В целях исключения указанных нарушений, участникам ВЭД - резидентам следует проявлять должную степень заботливости и осмотрительности при выборе контрагентов (нерезидентов) и заключении внешнеторговых контрактов, обеспечивая соблюдение установленных внешнеторговыми контрактами сроков ввоза товаров и/или репатриации денежных средств по внешнеторговым сделкам.

При проведении проверочных мероприятий таможней выявляется значительное количество нарушений порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций и нарушений правил оформления паспортов сделок.

В целях исключения указанных нарушений необходимо соблюдать требования порядка представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядка оформления паспортов сделок, а также порядка учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением, установленного Инструкцией Банка России от 04 июня 2012 г. № 138-И.

По состоянию на 01.06.2017 в регионе деятельности Калининградской областной таможни общая сумма штрафных санкций по нарушениям валютного законодательства составляет 350 млн. рублей.

Защита прав интеллектуальной собственности

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 328 ТК ТС, пунктами 7, 8 части 1 статьи 12 Федерального закона таможенные органы обеспечивают защиту прав на объекты интеллектуальной собственности в пределах своей компетенции и осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности.

Ч. 2 ст. 305 Федерального закона установлено, что таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (далее – ОИС) в отношении товаров, содержащих объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара.

Согласно п.1 ст. 330 ТК ТС на основании заявлений правообладателей объекты интеллектуальной собственности включаются в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – Реестр).

Ведение Реестра осуществляется ФТС России. В электронном виде Реестр размещен на веб-сайте ФТС России в разделе ФТС участникам ВЭД.

По данным на 01 июня 2017 года в Реестре содержится 4407 объекта интеллектуальной собственности, при этом преобладают товарные знаки.

В соответствии с ч.1 ст. 1232 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства. В Российской Федерации государственная регистрация товарных знаков осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) Согласно ст.1481 ГК РФ свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Кроме того, товарному знаку может быть предоставлена правовая охрана на основании регистрации во Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

При декларировании товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, рекомендуется проверить регистрацию в Реестре. Поиск сведений о товарных знаках, включенных в Реестр, может быть произведен на официальном сайте ФТС России.

Если помещаемый под таможенные процедуры товар содержит объекты интеллектуальной собственности, внесенные в Реестр, то при декларировании таких товаров, в 31 графе ДТ указывается товарный знак или фирменное наименование, а во 2 подразделе 33 графы ДТ проставляется буква «И». В таком случае декларанту необходимо получить разрешение от правообладателя либо заключить соответствующий договор на использование этого объекта интеллектуальной собственности, и предоставить документы при таможенном декларировании.

Документы, подтверждающие правомерность использования ОИС (авторский, лицензионный договор, договор на использование товарного знака, письменное согласие правообладателя), указываются в 44 графе ДТ.

Отсутствие у декларанта такого разрешения дает право таможенным органам приостановить выпуск товара с последующим возбуждением дела об административном правонарушении и, в дальнейшем, по решению суда товар может быть конфискован.

В соответствии с п. 4 ст. 331 ТК ТС таможенные органы вправе приостанавливать выпуск товаров содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в Реестр.

До подачи ДТ декларант может убедиться, зарегистрирован ли товарный знак в Государственном реестре товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) в установленном законодательством РФ порядке и предоставлена ли ему правовая охрана. Для этого можно воспользоваться следующими возможностями:

- обратиться за помощью к патентным поверенным;

- на официальном сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) предоставляются услуги поиска зарегистрированных обозначений тождественных или сходных со словесным обозначением, представленным заказчиком (fips.ru);

- сведения о регистрации товарных знаков, о заявках на товарные знаки и знаки обслуживания публикуются в официальном бюллетене «Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров».

По состоянию на 01.06.2017 таможней выявлено 72 случая декларирования товаров, обладающих признаками нарушения интеллектуальных прав. По 54 ДТ было принято решение о приостановлении выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (в т.ч. по 1 ДТ – в отношении товаров, маркированных товарными знаками, не включенными в Реестр).

В ходе проверочных мероприятий таможне выявлено более 37 тысяч единиц продукции, обладающих признаками нарушения прав интеллектуальной собственности. По решению правообладателей в 70 случаях (53 ДТ) приостановление выпуска товаров отменено, товар выпущен. В 2 случаях правообладатель обратился в таможенный орган с заявлением о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

С 26 мая 2017 года вступило в силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 № 35 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары».

Следует обратить внимание на изменения в порядке декларирования товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности и включенные в Реестр, при помещении под таможенную процедуру должны декларироваться отдельно от товаров, не содержащих объекты интеллектуальной собственности. А в 31 графе ДТ необходимо дополнительно указывать регистрационный номер объекта интеллектуальной собственности по Реестру.

Ведение статистики взаимной торговли

С 29 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2016 № 510-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 104 Федерального закона и «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», наделивший Федеральную таможенную службу полномочиями по ведению статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС и устанавливающий обязанность российского лица, заключившего сделку, либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территории государств – членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств – членов ЕАЭС, представлять статистическую форму учета перемещения товаров (далее – статистическая форма) в таможенный орган.

За непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистических форм либо заявление в статистической форме недостоверных сведений установлена административная ответственность по статье 19.7.13 КоАП.

Административной ответственности за правонарушения, связанные с указанием недостоверных сведений, можно избежать, если лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическое лицо, которое совершило ошибку в статистической форме, добровольно представит в таможенный орган заявление об аннулировании неверной статистической формы с одновременным представлением новой формы, содержащей достоверные сведения.

Порядок и сроки подачи статистической формы определены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС». Статистическая форма заполняется зарегистрированным пользователем посредством сервиса «Личный кабинет участника ВЭД» «Статистическое декларирование» на официальном сайте ФТС России в сети Интернет и представляется не позднее 8 рабочего дня месяца, следующего за отчетным. Там же размещены подробные инструкции для участников ВЭД о порядке заполнения и отправки статистических форм, в том числе о преимуществах применения электронной подписи.

Сервис «Статистическое декларирование» содержит вспомогательные инструменты, облегчающие заполнение статистической формы и минимизирующие возможности ввода некорректной информации. Заявителю доступны всплывающие подсказки и напоминания при заполнение граф статистической формы. Например, если общая стоимость товаров в статистической форме превышает сумму, эквивалентную 50 тысячам долларов, программа напоминает, что необходимо указать реквизиты паспорта сделки. Также, при заполнении статистической формы работает контроль средних цен, предупреждающий заявителя о некорректности заполненных данных.

При подаче статистической формы с использованием электронной подписи заявителю доступны следующие возможности: расчет статистической стоимости товаров с учетом страховки, транспортировки и других расходов; пересчет статистический стоимости в рублях в доллары по выбранному курсу; возможность поменять страну происхождения для всех/нескольких товаров; возможность поиска определенной статистической формы по регистрационному номеру, отчетному периоду, наименованию и т.д.

По состоянию на 01.06.2017 в таможне составлены 16 протоколов об административном правонарушении по статье 19.7.13 КоАП (несвоевременное представление статистических форм), по 11 делам вынесены постановления о наказании в виде штрафа (20000 руб. по каждому факту, всего – 220 000 руб.), исполнены 3 постановления по делам об АП. 2 дела об АП обжалованы в Арбитражном суде (находятся в стадии рассмотрения).