Сегодня 17 ноября 2018 года
Для слабовидящих

О новеллах ТК ЕАЭС в части вопросов организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров

PDFПечатьE-mail

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее Кодекс ЕАЭС) вобрал в себя порядка 20 международных соглашений, регулирующих таможенные вопросы в ЕАЭС. В документе продолжена тенденция переноса таможенного контроля на этап после выпуска. Сравнительный анализ действующего таможенного кодекса и Кодекса ЕАЭС позволяет выявить следующие правовые новации, связанные с организацией и проведением пост- контроля.

Действующий кодекс содержит исчерпывающий перечень форм таможенного контроля, общее количество которых равно 12. В Кодексе ЕАЭС упоминаются только 7 форм таможенного контроля, такие как: получение объяснений, проверка таможенных и иных документов и (или) сведений, таможенный осмотр, таможенный досмотр, личный таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий, таможенная проверка. По своей правовой сущности данные формы контроля носят характер проверочных мероприятий.

После вступления в силу Кодекса ЕАЭС некоторые ныне действующие формы таможенного контроля, такие как: устный опрос, таможенное наблюдение, учет товаров, станут «мерами, обеспечивающими проведение таможенного контроля». Это новое понятие, которое вводится Кодексом ЕАЭС. Указанные меры применяются самостоятельно или для обеспечения применения форм таможенного контроля. Перечень обеспечивающих мер, которые таможенные органы вправе применять при проведении таможенного контроля в зависимости от объекта таможенного контроля (ст. 388), является открытым.

Кодексом ЕАЭС вносятся изменения в порядок, сроки и периодичность проведения таможенной проверки, а именно:

  1. Устанавливаются перечни сведений, которые должны содержаться в решении о проведении выездной таможенной проверки и акте выездной таможенной проверки;
  2. В Кодексе акцентировано внимание на том, что плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами НЕ ЧАЩЕ 1 раза в 3 года (было: 1 раз в 3 года);
  3. После вступления в силу Кодекса ЕАЭС в качестве оснований для назначения внеплановых выездных таможенных проверок дополнительно могут являться:

- поручение органов предварительного расследования государств-членов по материалам проверки сообщения о преступлении или по возбужденному уголовному делу;

- поручение таможенного органа одного государства-члена, данного таможенному органу другого государства-члена;

4. В качестве оснований для приостановления проведения выездной таможенной проверки, дополнительно к ныне существующим, может рассматриваться необходимость проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки, а также иные случаи, установление законодательством государств-членов;

5. В Кодексе ЕАЭС более конкретизированы права и обязанности должностных лиц таможенных органов и проверяемых лиц при проведении таможенной проверки.

Еще одной новеллой Кодекса ЕАЭС является раскрытие особенностей проведения таможенного контроля после выпуска товаров в отношении условно выпущенных товаров (ст. 316). Содержание Кодекса ЕАЭС дополнено положениями, в соответствии с которыми обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении условно выпущенных товаров подлежит исполнению:

- в случае их утраты;

- в случае если соблюдение целей, соответствующих условиям предоставления льгот, считается неподтвержденным. При этом неподтвержденным считается, если при проведении таможенного контроля в отношении условно выпущенных товаров таможенному органу в совокупности:

-- не представлены документы, подтверждающие использование указанных товаров в целях, соответствующих условиям предоставления льгот;

-- не предъявлены указанные товары либо не подтверждено место их нахождения.

Одним из ключевых моментов Кодекса ЕАЭС является отсутствие обязанности представления подтверждающих документов вместе с самой декларацией на товары. Такие документы декларант должен представить таможенному органу только в случае срабатывания риска и соответствующего запроса таможенного органа.

Как следствие данного нововведения, расширены полномочия таможенных органов в области осуществления последующего контроля. В случае, если при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенному органу не представлены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, положениями Кодекса ЕАЭС (ст. 315) таможенному органу предоставлено право исчислять таможенные пошлины, налоги на основе имеющихся у таможенных органов сведений.